1931. В Мурманске созданы «Севтралтрест» и «Мургосрыбтрест» | Мурманский морской рыбный порт

1931. В Мурманске созданы «Севтралтрест» и «Мургосрыбтрест» | ММРП

Чтобы успешно решать задачи пятилетнего плана по развитию рыбной промышленности, «Севгосрыбтрест» был реорганизован. 22 августа 1931 года в Мурманске были созданы «Севтралтрест» и «Мургосрыбтрест».

В отличие от других рыбопромышленных районов СССР, рыбная промышленность Мурмана имела наиболее технологически совершенную, активную систему рыболовства тралами. Траловый лов быстро развивался, а строительство береговой базы отставало: не хватало причалов, перерабатывающих предприятий и погрузочно-разгрузочных устройств, что приводило к простоям траулеров в порту. Например, в 1928 году междурейсовый простой траулеров по причине медленной разгрузки рыбы и загрузки угля и соли составил 3980 часов (это 34,22% к общему числу простоев), а ожидание траулерами начала разгрузки и погрузки, ожидание буксира вылилось в 2531 час (21,76%). В 1929 году количество часов простоя уменьшилось, и главным образом за счет основных работ - разгрузки рыбы, погрузки угля и соли. В это время (1929-1930 годы) начали применять электрические лебедки. В 1929 году их было три штуки.

В 1930 году в рыбном порту было пять причалов. И на каждом из них было поставлено по два стеллинга, которые получили распространение на Севере. Это приспособление для выгрузки рыбы освободило десятки рабочих рук, значительно сократило время стоянки судов у причалов. Применялись также моечные барабаны и транспортеры.

Так в годы первой пятилетки были сделаны первые серьезные шаги по механизации работ. Вопросы механизации и в дальнейшем имели первостепенное значение. 27 января 1932 года СНК СССР принял постановление «О перспективах развития Мурмана и реконструкции Мурманской железной дороги». Среди основных направлений развития Кольского полуострова на ближайшие годы определялось значительное увеличение грузооборота Мурманского порта, превращение его в одну из основных баз на севере страны. В условиях Мурманска это могло быть осуществлено лишь на основе всесторонней механизации погрузочно-разгрузочных работ и всего портового хозяйства.

В это время в порт поступили первые отечественные автомашины марки АМО-3, что улучшило работу автогужконторы. В 1932 году порт получил первый буксир - «Тралбаза». В дальнейшем число буксиров значительно выросло.

В 30-е годы в соответствии с планом развития Мурманска строительство рыбного порта было отнесено к ударным стройкам в части снабжения кредитами, стройматериалами, оборудованием и рабочей силой. Здесь велись работы по дноуглублению, планировалось ввести в строй новую причальную линию, другие береговые сооружения.

Особенностью первого в Советском Союзе специализированного рыбного порта явилось то, что он служил базой рыболовецкого флота и на его территории располагались предприятия по переработке рыбы -посолочный завод и фильтровочный завод медицинского жира, которые с развитием берегового рыбоперерабатывающего хозяйства в 1932 году были выделены в самостоятельное предприятие - рыбокомбинат.


Возврат к списку