1934. Осуществление планов второй и третьей пятилеток | Мурманский морской рыбный порт

1934. Осуществление планов второй и третьей пятилеток | ММРП

VII съезд ВКП(б), состоявшийся 26 января - 10 февраля 1934 года, определил основные задачи экономики страны на вторую пятилетку.

Главной отраслью народного хозяйства Кольского полуострова оставалась рыбная промышленность, которая к началу второй пятилетки давала 40% всей валовой промышленной продукции Мурмана.

Основной упор в дальнейшем развитии тралового лова на Мурмане во второй пятилетке был сделан не столько на количество тральщиков, сколько на лучшее использование тралового флота и одновременное развитие подсобных предприятий, механизацию всего рыбного промысла, рыбообработки.

Траловый флот вырос, увеличилось среднесуточное время траления. Рыбы в порт стало поступать больше. Для ее приемки и разгрузки траулеров требовались новые причалы. 11 июня 1934 года инженер Кузнецов, помощник капитана порта Евтихов на основании распоряжения начальника рыбного порта Полозерова произвели осмотр нового причала. А с 11 июля новый причал длиною 50 погонных метров вступил в эксплуатацию.

Велось строительство в Тюва-губе. Там сооружали причал и лоток для спуска льда к льдодробилке, подготавливались площадки под жилые дома, баню, электростанцию. Тюва-губа была базой заготовки льда для траулеров, а углем они снабжались с угольной базы на Зеленом мысе.

Приказом от 3 июня 1934 года по Госрыбпромтресту Мурманрыба был образован Мурманский морской рыбный порт.

11 августа 1935 года вышло положение о Мурманском рыбном порте, подписанное А. И. Микояном. В нем говорилось, что Мурманский рыбный порт - хозяйственно-производственная организация Госрыбпромтреста "Мурманрыба", работающая на основе полного хозрасчета.

Функции рыбного порта: 
Эксплуатация находящихся в ведении рыбного порта теплоэлектростанции, береговых сооружений и территории рыбного порта. 
Эксплуатация приписанных к порту служебного, вспомогательного, технического флотов.
Поддержание в судоходном состоянии портовых вод и производство необходимых для этого дноуглубительных работ. 
Содержание в исправности портовых огней, предостерегательных знаков, средств сигнализации, подъездных путей, водоснабжения, паропроводного хозяйства, освещения, противопожарного устройства, оборудования, равно как выполнение работ по общему благоустройству портовой территории. 
Осуществление портового и санитарного надзора на территории рыбного порта и руководство работой охраны. 
Обслуживание в рыбном порту промысловых и транспортных судов с выполнением всех операций по выгрузке и хранению груза, а также снабжение их водой, паром, электроэнергией. 
Оперативное руководство движением судов и их расстановкой в порту. 
Контроль за выполнением требований Регистра СССР к промысловым и транспортным судам рыболовных и зверобойных организаций, а также за выполнением этими судами всех постановлений, правил и инструкций, касающихся судоходства и мореплавания. 
Технический надзор за портовыми сооружениями, находящимися на территории рыбного порта, производство текущего и капитального ремонта этих сооружений. 
Производство пароэлектроэнергии и снабжение ею хозяйств, расположенных на территории порта, а также производство электромонтажных работ во всех производственных и гражданских зданиях, принадлежащих порту.

В 1937 году приказом от 13 сентября в целях обеспечения лучшей работы Мурманрыбы по приемке сельди вся механизация причалов рыбного порта: стеллинги, лебедки, транспортеры - из управления тралового флота были переданы рыбному порту. А еще в июне 1937 года рыбному порту была передана угольная база на Зеленом мысе и в Тюва-губе.

20 декабря 1934 года рыбной промышленностью Мурмана был досрочно выполнен годовой план. И основная заслуга в этом была экипажей промысловых судов. Но, разумеется, без слаженной работы всех звеньев рыбной промышленности план не мог быть перевыполнен. Свой вклад внесли в это и работники рыбного порта. 

И все же часто поднимался вопрос о недостатках в работе порта, о плохом снаряжении траулеров. Для преодоления такого положения меняли руководство порта, усиливали работу по разъяснению задач промышленности в целом и конкретно рыбного порта в пятилетке.

Осенью 1935 года на Кольский полуостров пришла весть о небывалом рекорде донбасского шахтера Алексея Стаханова. Стахановское движение вскоре охватило все отрасли промышленности, все предприятия округа. Поддержали почин и в рыбном порту. Если в 1936 году там работали 11 стахановцев, перевыполнявших нормы на 200%, то в 1936 году их было уже 16. В автоцехе Г. А. Ваштецкий выполнил норму на 164%, А. А. Ефременко - на 163%, П. В. Тарасов - на 154%. В гужцехе - А. А. Колосов выполнил годовой план на 105,1%, а Стукалин и Байбиков выполняли нормы на 200% и более. Лучшими стахановцами были Знаменский, Андропов, Юнгеров, Дочкин, Кузнецова, Гашин - все из погрузочно-разгрузочного цеха.
 
Стахановцы-портовики принимали участие в первой конференции стахановцев и ударников Мурманского рыбного бассейна в сентябре 1936 года, где были подведены первые итоги стахановского движения. В 1936 году стахановцы рыбного порта участвовали в стахановской декаде по береговым предприятиям, которая началась 15 марта. Основные задачи декады: подготовка приемо-транспортного флота, паровых судов для буксировки, парусников, своевременная подача судов к местам лова трески, мойвы. Затем была проведена вторая стахановская декада, а с 20 ноября по 20 декабря проводился стахановский месячник. С 23 декабря 1937 года по январь 1938 года портовики активно участвовали в месячнике стахановских рекордов.

Руководители порта большое внимание уделяли вопросу поднятия культурно-технического уровня рабочих предприятий рыбного порта. Организовывались курсы технического обучения, и они давали значительные результаты. Например, бригада Тимашева с угольной базы, пройдя техническую учебу, стала показывать образцы стахановской работы.

В 1938 году техническую школу по программе I ступени закончило 510 человек. Они становились примером в труде для своих товарищей. Лучшие стахановцы-отличники портовой службы и плавсредств - Антонов, Александров, Зайков, Якилов, Бессонов; на территории порта - Зубихин, Морозова; в паропроводном хозяйстве - Коливанов, Зуев, Бабанин, Миляев.

При учебном комбинате Мурманрыбы организовывались и курсы стотонников (в феврале 1938 года).

Во второй пятилетке продолжала расширяться техническая база рыбного порта. В 1936 году в порту появился рейдовый буксир Портовик, в Архангельске построили буксир Тар (переименованный в 1937 году в буксир Мурманрыба), мотобот Красногвардеец, спасательное судно Буревестник. Были спасательные катера Комсомолец, Шторм, Пинагор, задачей которых было крейсирование в Мотовский залив Баренцева моря, Кильдин, Цып-Наволок и проведение в случае аварии судов спасательных работ. Буксиры, лучшими из которых были Тралбаза и Норд-Вест, выводили РТ в море на фарватер.

Выполнению планов первых пятилеток способствовало социалистическое соревнование. Оно развернулось на флоте и в порту еще в 1929 году под лозунгом борьбы за повышение производительности труда, против расточительности и прогулов.

За 1933-1937 годы производительность труда на промышленных предприятиях Кольского полуострова выросла на 118%, тогда как в целом в промышленности СССР она увеличилась на 82%. Это было прямым результатом социалистического соревнования.

Инициаторами социалистического соревнования выступили грузчики Мурманского порта. В апреле 1929 года 18 бригад грузчиков, вступив в соревнование, приняли социалистические обязательства. Основное внимание в них было уделено борьбе за повышение производительности труда и улучшение трудовой дисциплины. От ликвидации прогулов, опозданий на работу, пьянства в рабочее время зависело повышение производительности труда на погрузке и выгрузке. Начавшееся соревнование создавало базу для борьбы и за другие показатели.

Результаты соревнования грузчиков сказались очень скоро. При подведении итогов работы порта за второй квартал 1929 года выяснилось, что трудовая дисциплина стала укрепляться, в ряде случаев число прогулов сократилось в два раза. А это сразу отразилось на производительности труда. Если раньше бригада грузчиков на выгрузке хлопка из трюма парохода в вагон за смену загружала 11-12 вагонов, то теперь по 13-14. В соответствии с этим выросла и зарплата грузчиков. До начала соревнования грузчики зарабатывали в среднем за смену 6 рублей 33 копейки, а в июне они получили по 7 рублей 74 копейки. Рост составил 22%.

По почину грузчиков развернулось соревнование среди рыбаков, рыбообработчиков, строителей, железнодорожников, создавались ударные производственно-комсомольские бригады. В одной из таких бригад постоянно работал М. И. Маркелов, который в 1932 году был выдвинут на должность начальника тралбазы, а два года спустя стал первым начальником Мурманского морского рыбного порта. Ударные бригады одновременно с борьбой за повышение производительности труда вели решительную борьбу с бесхозяйственностью и расточительностью.

Если в первые недели соревнование развертывалось между соседними бригадами, между коллективами одной профессии, то затем оно распространилось на смежные участки. Грузчики, работающие в рыбном порту, вызвали на соревнование засольщиков траловой базы, те, в свою очередь, отправили вызов командам траулеров.

Вместе с расширением соревнования все более уточнялись и конкретизировались социалистические обязательства. В самом начале соревнования, отвечая грузчикам, засольщики бригады Юнина писали: "Мы объявляем борьбу прогулам и пьянству, и будем стараться поднять производительность труда и трудовую дисциплину". Вслед за грузчиками, они ставили пока общую цель - покончить с нарушениями трудовой дисциплины и начать борьбу за повышение производительности труда. Но далее обязательства стали конкретизироваться. К примеру, бригада бурильщиков Белова в своем обязательстве писала следующее:

Работать добросовестно и аккуратно. 
Не отказываться ни от какой работы. 
Поднять интенсификацию труда. 
Не допускать ни одного случая прогула или пьянства. 
Всем бурильщикам вступить в МОПР, Осоавиахим, участвовать в профсоюзной работе. 
Всем рабочим выписать газету Полярная правда и Постройка.

Как видно, это обязательство более широко, ибо касается не только вопросов производства, но и участия в общественной работе, повышения культурного уровня.

Первые конкретные обязательства в соревновании тружеников Мурмана принадлежат рыбакам промыслового флота и относятся к середине 1929 года. Команда РТ-40 Скат обязалась в ходе соцсоревнования повысить производительность труда на 15%, сэкономить 5% угля, подготовить из матросов одного засольщика и одного тралмейстера, сократить простои в порту на 20%.

С большим подъемом прошел на Мурмане Всесоюзный день индустриализации. В воскреснике 6 августа 1929 года участвовало около 6000 трудящихся округа. По-ударному трудились в этот день работники тралбазы, мехмастерских.

С 1 мая 1936 года порт перешел на полную стахановскую работу. Не проходило и суток, как суда, разгрузившись, уходили в море. Работали две стахановские школы, в которых обучалось 350 человек.

Таким образом, изложенный материал позволяет прийти к следующим выводам.

В развитии рыбного порта в период 20-30-х годов можно выделить такие основные этапы: 
1925-1926 годы - выбор Мурманска как места для строительства рыбного порта; 
1926-1927 годы - строительство Мурманского рыбного порта; 
1927-1937 годы - развитие рыбного порта, расширение материально-технической базы, решение кадровой проблемы, организация и развитие соцсоревнования. 
Первоначально рыбный порт создавался при помощи морского ведомства (Морведа) и других организаций и лишь затем снабжение порта приобрело централизованный характер. 
Преодоление хозяйственных и кадровых проблем оснащения порта в указанный период проходило в целом успешно и достигалось четким взаимодействием партийных и советских органов различных уровней и правительства СССР в целом. 
Вопросы разгрузки и обслуживания судов и переработки рыбы были поставлены на научную и техническую основу, что приводило к положительному хозяйственному результату. 
Указанные мероприятия позволили резко поднять общий уровень приема и переработки рыбы. В 1937 году рыбный порт переработал только рыбы тресковых пород около 1734 тысяч центнеров. А рост производительности труда в целом составил 20% в год.

В 1938 году на территории рыбного порта появилась новая служба - авиаотряд под командованием Худонова, включавший в себя самолеты почтового и рыборазведочного назначения.

К концу второй пятилетки в порту было 17 причалов, протяженностью 1086 погонных метров, железнодорожные пути до 4 км длиной, электросиловое хозяйство, спасательная служба, автобаза, льдо-база и др.

Годовой грузооборот достиг 600 тысяч тонн. Чтобы представить себе работу рыбного порта во второй пятилетке, можно рассмотреть сохранившиеся документы и отчет о работе рыбного порта и его предприятий за первое полугодие 1938 года.

С 1 января 1938 года в порт влились такие большие хозяйства, как морской транспортный флот (более чем 60 вымпелов) и автогуж-транспортная контора (775 человек, 28 машин, 15 прицепов, 170 лошадей). И только через полгода можно было сказать, что все эти предприятия стали одним монолитным хозяйством - Мурманским морским рыбным портом.

В порту все подчинено добыче и обработке рыбы, и самая главная задача - как можно быстрее обслужить траулеры, прибывшие в порт, быстро их разгрузить, снабдить всем необходимым во время стоянки у причалов порта - паром для отопления, горячей водой для мойки трюмов, электроэнергией; своевременно выгрузить рыбопродукцию, жир, рыбную муку; произвести мойку трюмов, дезинфекцию помещений, быстро переставить корабли от причала к причалу; обеспечить безопасную стоянку; снабдить водой, углем, льдом и солью для следующего рейса. Кроме того - перевезти грузы на побережье для обеспечения бесперебойной работы береговых предприятий; обеспечить береговые фактории приемно-транспортным и буксирным флотом. Снабдить также авто- и гужтранспортом все предприятия треста.

Для выполнения этих задач в рыбном порту в первом полугодии 1938 года имелись отдельные хозрасчетные хозяйства: КБО, угольная база, флот, автогужтранспортная контора, энергохозяйство, база в Тюва-губе, охрана, капитанская служба, ремонтно-строительная группа.

Каковы же были функции этих предприятий? Основная задача КБО (контора берегового обслуживания флота) - разгрузка рыбопродукции с траулеров. Ежедневно она должна была принимать под разгрузку 4 траулера. На 1 января 1938 года в порту имелось 6 рабочих причалов, то есть под разгрузку могли одновременно вставать 6 траулеров. В период подготовки к стахановскому месячнику стахановцы КБО отремонтировали 5 стрел стеллингов на причалах N 8, 9, 10, причем вместо 2,5 месяца по нормативам, затратили на это только 23 дня.

План 1938 года по выгрузке рыбопродуктов КБО не выполнила (вместо 1088 тысяч центнеров дали всего 812 тысяч центнеров), но отдельные бригады показали истинно социалистическое отношение к труду: Сучкова - 197%, Лутова - 196,8%, Знаменского - 189%... В итоге за полгода работы КБО имела прибыль за досрочную разгрузку траулеров 310212 рублей, за простой же было уплачено тралфлоту только 1899 рублей.

Напряженно работала в первом полугодии угольная база. Получился прорыв с углем. Вместо предполагавшейся экономии - нехватка угля (при передаче угольной базы порту от тралового флота). Сказалась нехватка рабочих, отсутствие механизмов и полная запущенность хозяйства. Из-за недостатка территории для складирования угля существовала угроза его самовозгорания. Но принятые меры ликвидировали эту угрозу.

Лучшие стахановцы угольной базы: Тимашев выполнял нормы на 189,2%, Черемисин - на 177,3%, Каренапов - на 185,7%.

По выгрузке угля из пароходов за первое полугодие было выполнено 25,7% годового плана (52,4 тысячи тонн). По выгрузке угля из вагонов - 97,8% годового плана (46 тысяч тонн). План по погрузке угля в траулеры выполнен на 52,1% (105 тысяч тонн).

Льдом и водой траулеры снабжались на базе в Тюва-губе. Из-за того, что действовал только один причал, траулеры простаивали на рейде.

Транспортный и приемно-транспортный флоты влились в порт с большими убытками. Необходимо было ремонтировать Буревестник, Тралбазу, РТ-23 , РТ-27 Окунь. Было еще 14 парусников. План перевозок выполнили в первом полугодии на 24,2%.

Автопарк в автогужтранспортной конторе вырос до 60 машин. План перевозок был выполнен по автотранспорту на 41,0%, а по гуж-транспорту - на 66%. Среди стахановцев лидировали Мозговой - выполнил нормы на 273%, Лазарев - на 276%, Климов - на 269%, Сащенков - на 298%. В энергохозяйстве план выработки и отпуска пара выполнили на 58%, воды - на 53,1%, электроэнергии - на 49,3%. Из общего числа рабочих (2705 человек) - 1038 стали стахановцами и ударниками.

В результате успешного выполнения планов первых пятилеток Советская страна твердо становилась на путь индустриализации своего народного хозяйства. Это особенно наглядно проявилось у нас на Мурмане - в прошлом отсталой окраине России.

Таковы были успехи и проблемы в работе рыбного порта в этот период.

М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков
История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 год)



Возврат к списку