1966. Курс на интенсификацию общественного производства | Мурманский морской рыбный порт

1966. Курс на интенсификацию общественного производства | ММРП

Семилетка с ее победами, трудностями, просчетами осталась позади. XXIII съезд партии утвердил Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 годы. План предусматривал дальнейшее развитие материально-технической базы страны, укрепление ее экономической и оборонной мощи.

В Директивах намечалось увеличить производство продукции пищевой промышленности примерно в 1,4 раза. Планировалось повысить питательные и вкусовые свойства продуктов, расширить их ассортимент, улучшить внешнее оформление. Эти задачи встали и перед рыбной промышленностью Мурманской области. Предстояло более высокими темпами развивать производство рыбных продуктов, особенно живой, охлажденной рыбы, филе, балычных и кулинарных изделий. Рыбакам всей страны необходимо было осваивать новые районы и объекты промысла в Мировом океане, развивать рыбное хозяйство во внутренних водоемах и повышать его продуктивность.

В Директивах съезда указывалось на необходимость увеличения количества судов рыболовного флота, оснащенных современным оборудованием, примерно в 2,5 раза, повысить пропускную способность рыбных портов на 50-60%.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции» обязывало увеличить вылов рыбы за пятилетие не менее чем на 60%, уделив особое внимание производству наиболее ценного рыбного ассортимента - филе, балычных и кулинарных изделий; поставкам живой и охлажденной рыбы. Рыбакам Мурмана предстояло довести добычу рыбы и морепродуктов до 13,6 миллиона центнеров (по всему бассейну).

Трудящиеся Мурманской области, досрочно выполнив семилетний план, видели и недостатки хозяйственной жизни Кольского полуострова: недостаточно высокой была эффективность производства ряда отраслей. Все еще много судов рыболовного флота не справлялись с планами. На заводах и фабриках были часты случаи нарушения трудовой дисциплины. Иногда соревнование за коммунистический труд принимало формальный характер. Многие из этих недостатков были связаны с быстрыми темпами развития, являлись болезнями роста.

Изучая проект Директив съезда, начальник Мурманского рыбного порта Я. С. Бургутто писал: «За пятилетие на развитие и реконструкцию порта и береговых предприятий предусматривается освоить капиталовложений почти в 4 раза больше, чем за истекшую семилетку.

Планируется построить и ввести в эксплуатацию причалы в южном районе для отстоя и обработки судов транспортного и вспомогательных флотов, холодильник для единовременного хранения 3200 тонн рыбы, крупную фабрику орудий лова, центральную котельную производительностью 250 тонн пара в час, с магистральными тепловыми сетями, мощную прачечную, ряд производственных, инженерных, складских и бытовых корпусов.

Будут и дальше производиться работы по благоустройству и асфальтированию автодорог и площадок, по наружному освещению порта. Построим электрорадионавигационную камеру, станцию ремонта и осмотра спасательных надувных средств, линии электропередачи, подстанции и другие мелкие предприятия».

Такой большой объем работ требовал повысить качество труда, улучшить его организацию.

Но развитие порта заметно отстает от бурного роста флота. И в восьмой пятилетке еще не будет полностью ликвидирована диспропорция между пропускной способностью порта и количеством судов рыбообрабатывающего флота. Для максимального устранения этого разрыва необходимо было улучшить эксплуатацию и использование рыболовного флота путем дальнейшей механизации и внедрения прогрессивных способов обработки судов в рыбном порту, бережного ухода за судами, всемерного сокращения сроков и обеспечения качественного ремонта флота. Поэтому коллектив рыбного порта внес предложение расширить Мурманский порт. Это позволило бы быстрее обрабатывать суда.

Рабочие, инженерно-технические работники и служащие продолжили в новой пятилетке борьбу за сокращение стоянки судов в порту: в 1966 году портовики обеспечили досрочную обработку всех промысловых судов и транспортов на 2300 судо-часов, а в 1968 году - на 2500 судо-часов .

Рыбаки и труженики порта поддержали горняков и обогатителей Оленегорского ордена Трудового Красного Знамени ГОКа, которые стали инициаторами соревнования за досрочное выполнение плана первого года пятилетки. Перед коллективом рыбного порта встали задачи: повысить производительность труда на 30%; снизить себестоимость переработанных грузов на 2%, за счет чего сократить затраты на 100 тысяч рублей. Труженики обязались получить от внедрения рационализаторских предложений не менее 30 тысяч рублей. А экономия электроэнергии должна была составить не менее 150 тысяч киловатт-часов.

Овладевая скоростными методами обработки, орденоносный коллектив порта сэкономил морякам в первом году пятилетки 5544 часа промыслового времени. Экономия при обработке вагонов составила 533 часа. Задание по производительности труда перевыполнили на 6,5%. Себестоимость переработки каждой тонны груза была снижена по сравнению с планом на 1 %.

Общая численность рабочих в порту в 1966 году составила 3942 человека. За этот год был подготовлен 1181 рабочий, повысили квалификацию 904 человека.

Но все же в работе порта в первом году пятилетки обнаружилось много недостатков, обязательства были не выполнены. За 1966 год простой флота в Мурманске составил более 8000 судо-часов, или свыше 335 судо-суток. За это время можно было доставить с промысла около 26 тысяч тонн продукции. Задержка плавбаз в порту - упрек работникам рыбного порта. Медленно внедрялась передовая технология погрузочно-разгрузочных работ, не с максимальной отдачей использовалась техника.

Какие же меры были необходимы? Во-первых, пополнение флота крупнотоннажными судами. Во-вторых, полная комплексная обработка судов, лучшее обслуживание обрабатываемых судов. Надо было решить проблемы снабжения пресной водой стоящих на рейде судов, обеспечения буксирами, улучшения порядка подачи заявок на железнодорожные вагоны. В-третьих, освоение новых промысловых районов, что обеспечило бы бесперебойную работу рыбаков. Все эти меры помогли бы ликвидировать создавшуюся диспропорцию между количеством транспортных и промысловых судов. Во втором году пятилетки «Севрыбхолодфлотом» были проведены экспериментальные рейсы танкеров с использованием их емкостей на обратных переходах под перевозку рыбной муки.

Ускорение погрузочно-разгрузочных работ оставалось главной задачей портовиков и в 1967 году. Ее решение зависело от комплексной механизации порта. Был создан пост технической вооруженности порта - общественная группа по внедрению новой техники. В нее вошли шесть инженеров и рабочих-новаторов, которые осуществляли тесный контакт с рационализаторами. Группа сконструировала вакуумную установку, которая дала возможность в три раза ускорить выгрузку рыбной муки, сократить численность рабочих и сэкономить около 18 тысяч рублей в год. Был создан пневматический рыбоперегружатель для выгрузки рыбы, хранящейся в трюмах навалом. Производительность составила 30 тонн сельди в час. В результате модернизации механизированных рыбоперегружателей их производительность увеличилась на 12,5%.

Все большее значение придавалось совершенствованию механизированных и автоматических линий. Их создание резко увеличилось за годы седьмой и восьмой пятилеток. Модернизировалась сеть транспортерных линий, что позволило нашим рабочим добиться при бункеровке судов самой высокой в портах страны производительности - 200 тонн угля в час. Если раньше соль и лед на ленту транспортера наваливали вручную, то теперь эту работу выполняли машина и специальный погрузчик, созданные членами группы по внедрению новой техники. Производительность труда на погрузке соли увеличилась с 40 тонн до 100 тонн в час.

Портовики заботились о росте технической вооруженности труда, об активизации обмена опытом с калининградцами. Так, для транспортировки затаренной рыбы в трюмах кораблей к просвету люков, по опыту калининградских тружеников, были внедрены тележки с поддонами. Мурманские новаторы Г. А. Ляпин, А. К. Сапожников сконструировали новый стол-эстакаду с регулируемой по высоте платформой. Возросла производительность труда. Экипаж нефтеналивного лихтера «Приволжский» внес предложение по максимальному использованию грузовых насосов, что позволило на 25 часов ускорить снабжение крупнотоннажных судов топливом.

Водолазы порта освоили новые программы и операции, производя резку стальных концов, заварку трещин и отварку клепок в подводной части корпусов. Впервые в рыбной промышленности страны они применили нарезку резьбы под водой. Это позволило производить ремонт судов без подъема в док, сократить срок ремонта до 10 суток при экономии на ремонте каждого крупнотоннажного судна в 11600 рублей. Всего в 1966 году водолазы отремонтировали более полутораста судов. Тем самым моряки сэкономили флоту сотни суток для промысла. Отличными мастерами своего дела были водолазы 1 класса И. С. Зеленкин, В. С. Смирнов, сварщик-водолаз 1 класса В. Н. Виговский, водолазы Н. И. Сухарев, Г. Г. Игнатюк.

Эти и другие меры позволили довести уровень комплексной механизации до 96%.

В 1967 году в южном районе порта вошла в строй первая очередь новых причалов протяженностью в 250 метров. Заметно возрос грузооборот порта. Велось сооружение центральной котельной, мощность которой должна была быть равна мощности Мурманской ТЭЦ.

1967 год был годом юбилейным. Труженики Мурманского рыбного порта вместе со всей страной готовились достойно отметить 50-летие Советской власти.

Юбилейное соревнование получило широкий размах. Передовые бригады работников порта Ивана Макаренко, Анны Козловой, Татьяны Воробьевой одними из первых выполнили досрочно план двух лет пятилетки. Бригада В. Н. Черномор выступила с почином - выполнять сменные задания за 6 часов. План первых двух лет пятилетки передовой коллектив выполнил к Дню рыбака. Успешно справилась с повышенными обязательствами, бригада, которой руководил Н. П. Бутусов. Коллектив 1-го участка, пересмотрев обязательство, принял новое, повышенное - к юбилею Октября завершить годовой план и в оставшееся время переработать дополнительно 148 тысяч тонн груза. На 1 декабря завершили двухлетние планы еще 39 бригад.

21 ноября порт выполнил установленный годовой план по переработке грузов. В авангарде борьбы за досрочное выполнение плана шли С. Севастьянов, А. Ивонинский, Н. Осипов, А. Алымов, Н. Рихтер, А. Баженов. В Золотую Книгу трудовой славы главка «Севрыба» и обкома профсоюзов рабочих пищевой промышленности навечно за трудовые успехи занесены имена В. Н. Черномор, старшего механика буксира «Быстрый» А. Я. Богданова, кранмейстера плавкрана У. Л. Коновалова, крановщика портального крана М. Ф. Зайкова. Имена сотен передовиков были занесены в Книгу почета, на Доску почета порта, многие награждены орденами и медалями.

Огромную помощь промысловикам оказали водолазы. За 11 месяцев 1967 года они выполнили ремонтные работы на 37 плавбазах и больших морозильных траулерах, а также на 116 траулерах и СРТ, произвели освобождение винтов от намотки на 126 судах. Водолазы 1 класса В. С. Смирнов, Л. П. Анфалов и И. С. Зеленкин, сварщик-водолаз 1 класса В. Н. Виговский освоили ремонт нажимных колец на плаву. За второй год пятилетки не было случаев задержки кораблей по вине команд водолазных катеров «Зарница» и «Дозорный». Достойно трудились капитаны Л. Е. Шипов, П. А. Алфимов, механики В. А. Колесов, А. М. Бровко, штурманы Н. К. Минкин, П. Ф. Васильев, боцман Н. И. Кряжев.

Мурманский морской рыбный порт достойно встретил новый год пятилетки. Коллектив порта перевыполнил обязательства. Десятимесячный план был выполнен не к 23 октября, как намечалось, а на месяц раньше. Уже сверх него было переработано 142 тысячи тонн груза. Две тысячи судо-часов обещали сэкономить портовики морякам к 7 ноября. За 9 месяцев этот пункт обязательств был реализован более чем на три четверти. Производительность труда портовиков при обязательстве 5% возросла на 14%. Плановые затраты были снижены не на 250 тысяч рублей, а на 296 тысяч. От внедрения рацпредложений получили свыше 20 тысяч рублей. В юбилейном году коллектив порта замостил и покрыл асфальтом 27 тысяч квадратных метров площадей и дорог в порту и высадил на территории 600 деревьев. Это также намного выше обязательств.

За трудовые успехи в честь 50-летия Великого Октября коллектив порта занесен в Книгу трудовой славы Мурманской области.

21 октября 1967 года Мурманскому рыбному порту в числе других предприятий области - победителей социалистического соревнования в честь 50-летия Великого Октября, было вручено и оставлено на постоянное хранение Памятное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.

Третий год пятилетки был годом 50-летнего юбилея Ленинского комсомола. Коллектив порта, особенно молодежь, продолжил борьбу за выполнение заданий пятилетки и года раньше срока. В своих обязательствах по досрочному выполнению планов портовики записали:

  • «Выполнить пятилетний план погрузочно-разгрузочных работ к 7 ноября 1970 года;
  • план погрузочно-разгрузочных работ 1968 года выполнить к 25 декабря;
  • снизить себестоимость переработки каждой тонны груза на 30%;
  • повысить производительность труда на 5%, к концу 1968 года довести производительность труда в южном районе порта до уровня, достигнутого на глубоководных причалах;
  • снизить затраты топлива и других материалов на 260 тысяч рублей;
  • расходовать электроэнергию бережно, добиться экономии не менее 150 тысяч киловатт-часов;
  • сэкономить за счет внедрения рационализаторских предложений 50 тысяч рублей;
  • совершенствовать организацию труда и управления на научной основе;
  • закончить к 1 марта 1969 года все подготовительные работы по переходу с 1 апреля 1968 года на новые условия планирования и экономического стимулирования.»

Осуществление хозяйственной реформы - характерная особенность восьмой пятилетки. В соответствии с решением сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1965 г.) об улучшении планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства на предприятиях области произошли изменения. Хозяйственники стали глубже вникать в экономику производства, больше уделять внимания вопросам рентабельности, хозрасчета, экономической учебе кадров. Трудящиеся области обещали повысить эффективность производства и капиталовложений, внедряя новейшую технику и технологию. И коллектив рыбного порта, конечно, не остался в стороне.

Активизировалась работа комиссии по контролю за внедрением новой техники, механизацией и автоматизацией производственных процессов под председательством А. Храповицкого. Эта комиссия вместе с народными контролерами и «Комсомольским прожектором» развернула борьбу за экономию и бережливость.

В план работ включили мероприятия по рациональному использованию и расходованию электрической и тепловой энергии. Был получен большой экономический эффект от работ, связанных со вторичным использованием горячей воды. Улучшилось теплоснабжение после прокладки новой теплотрассы и оборудования плавотопителей.

Сократилась утечка горючего после внедрения специального устройства для слива топлива из железнодорожных цистерн. Много средств было сэкономлено от сокращения простоя цистерн под сливом.

Большое значение уделялось работе отдела НОТ ПИНРО (начальник П. Аристов). При отделе была создана лаборатория НОТ под руководством В. П. Харитонова, в составе которой работали пять человек. Лаборатория разработала рекомендации по улучшению организации труда, повышению производительности труда. В 1968 году было внедрено 20% рекомендаций, разработанных инженерами лаборатории. И хотя отдача от работы лаборатории была еще невелика, но внимание общественных организаций, руководителей порта, начальников участков к планам НОТ повышалось.

Очень много делалось в рыбном порту по улучшению работы, рациональной организации труда. В ответ на критику за задержку судов под обработкой управление «Севрыба» оказало порту помощь. Были введены новые причалы, на которых установили 15 портальных кранов. Немало было сделано по улучшению координации работы порта, флотов и береговых предприятий.

В первом полугодии 1969 года (по сравнению с тем же периодом 1967 года) средняя стоянка под грузовыми операциями уменьшилась на 2,7 суток. Простои судов из-за неравномерной подачи вагонов сократились на 1933 судо-часа, простои в ожидании вхождения в норму одновременной обработки были сокращены на 8716 судо-часов. Снизилась стоимость переработки тонны груза по сравнению с планом на 26 копеек. Было получено 15 тысяч рублей сверхплановой прибыли.

Задачей механизации погрузочно-разгрузочных работ занимался сектор отдела исследования работы флота и портов ЦП КГБ, начальником которого являлся Ф. Юшин. Сектор изучал варианты переработки грузов в рыбном порту, проблему механизации работ при загрузке вагонов. Особенно много энергии и старания проявили инженеры М. В. Сюсюкин, Г. И. Григорьев, Г. С. Кайдалова. Инженеры обратились к опыту проектной организации «ЛенморНИИпроект», рабочие которой нашли способ перевозки грузов в строп-лентах. Кран поднимает целый пакет и переносит его на причал. Этим сокращается время разгрузки.

Мурманчане также предложили пакетировать грузы, складывать их в специальные поддоны. А при загрузке вагонов очень большой эффект получили портовики от использования электропогрузчиков: производительность труда повысилась, облегчилась их работа. Электропогрузчики позволили сэкономить 92676 рублей в год. Уже в 1969 году были условия для использования электропогрузчиков: аккумуляторные станции могли обеспечить их работу. Началась организованная подготовка к пакетной переработке грузов.

Но для успешной работы необходима была хорошая ремонтная база. Важной мерой было создание комплексных бригад. Подготовка к их созданию началась с обучения портовых рабочих и укрепления бригад средствами механизации. В связи с этим потребовалось изменить планирование, пересмотреть систему оплаты труда. На научной основе нормы оплаты пересмотрел главк «Севрыба».

Сотрудники Ленинградского института Гипрорыбпрома разработали проект реконструкции рыбного порта. Главной целью было улучшение работы порта на основе механизации и укрупнение производства. Проект предусматривал освоение пневматической выгрузки рыбы с судов, в основе которой лежали рационализаторские предложения мурманчан.

Раньше рыба доставлялась навалом на рыбопромысловых судах типа PC, CPT и ТР. Было разработано несколько конструкций пневматических всасывающих установок. Одна, предназначенная для выгрузки с судов мелкой рыбы (сельди, мойвы, сайки и т. п.), была установлена на причале N 2. Внедрение пневматической установки повысило производительность труда при выгрузке (по сравнению с выгрузкой стеллингами), резко снизило повреждаемость рыбы (не более 1% при хорошей сборке рыбопровода), значительно облегчило труд рабочих, улучшило условия труда. Установка могла быть применена и для выгрузки более крупной рыбы в неразделанном виде, а также рыбных голов. Новая система пневматических рыбонасосов позволила резко сократить обслуживающий персонал.

В связи с реконструкцией рыбного порта все мелкие рыбообрабатывающие предприятия были объединены в единый комплекс - рыбный завод N 2, занимающий площадь от стенки северного ковша до южного. Здесь были внедрены скороморозильные аппараты, установлена филетировочная машина. По проекту рыбный завод должен был перерабатывать в сутки до 800 тонн рыбного полуфабриката.

Изменилась причальная линия. Вместо деревянного причала были построены металлические. В 1969 году сдано в эксплуатацию 200 метров причальных линий. Работу проводила комплексная бригада плавстройотряда. Возглавлял ее опытный гидростроитель Арсений Павлович Кулаков. К линии были подведены подкрановые и железнодорожные пути. Груз пошел сразу с судна в вагон к потребителю.

В конце 1969 года начала давать тепло новостройка - центральная котельная, работающая на мазуте, все производственные процессы в которой были механизированы. Проектировщики разместили ее в южной части Мурманска. С территории порта стали исчезать многочисленные трубы небольших котельных.

Для портовиков, обслуживающих дальние причалы, в 1968-1969 годах возвели новый бытовой корпус на 640 мест. В нем размещались столовая, раздевалка, душевые, буфет. Велись работы по строительству объектов ПИНРО, его зданий и лабораторий. Был создан проект акваториального комплекса в поселке Дровяное.

Постоянно увеличивались капиталовложения на развитие порта. По сравнению с 1958 годом, когда было отпущено 58 миллионов рублей, в 1970 году объем капиталовложений увеличился в два раза.

Результаты всех принятых мер по механизации и улучшению работы порта сказались на выполнении планов четвертого года пятилетки. План трех кварталов четвертого года был перекрыт на 5,4%. Себестоимость переработки тонны груза только за 8 месяцев снизилась даже по сравнению с обязательством на 2,4%. Производительность труда стала выше, чем намечали в обязательствах, на 12,6%. 2363 промысловых и транспортных судов было обработано досрочно на 12183 судо-часа. Чистая экономия стояночного времени по всем обрабатываемым судам составила 7143 судо-часа, что в 4,3 раза было выше предусмотренной в обязательстве цифры.

Многие трудовые коллективы боролись за досрочное выполнение планов. 22 бригады досрочно реализовали план четырех лет пятилетки. В их числе бригады, возглавляемые А. И. Козловой, И. А. Макаренко, Л. И. Вахрушевой, Ю. Л. Пронтышевым, С. И. Гурьяновым. Отличились при выполнении плановых заданий передовые бригады портовых рабочих, которыми руководили Т. И. Перминова, С. С. Сесина. Высоких показателей достигли экипажи портовых буксиров «Буревестник», «Норд-Вест», танкеров «Канин», «Джамрат» и других судов.

План 1969 года был выполнен 17 декабря, через 3 дня завершилось выполнение социалистических обязательств. По итогам работы за III квартал рыбный порт был удостоен переходящего Красного знамени Совета Министров СССР и ВЦСПС и первой денежной премии.

Но портовики использовали далеко не все резервы. На первом и третьем участках порта проверка выявила внутрисменные простои -26,9% всего рабочего времени, в том числе по вине рабочих - 7%; 778 судов были обработаны с простоем.

Целью передовиков в итоговом году пятилетки стала борьба за минимальные сроки стоянки судов под погрузочно-разгрузочными работами. Для этого необходимо было укрепить дисциплину труда, повысить производительность, закрепить кадры, бороться с прогулами, простоями, внедрять передовой опыт.

Отдел НОТ ПИНРО под руководством М. Свиташева продолжал изучение причин простоев промысловых судов и плавбаз в порту с целью разработки мероприятий для их устранения. Отдел выявил следующие причины простоев:

1. Неправильно установлена норма единовременной обработки судов (норма завышена, не подкреплена ресурсами).

Портовики вынуждены вести работу сразу на многих судах (эта практика зародилась давно, когда в порту было мало причалов, но много судов), распыляя тем самым свои силы. Снижена среднесуточная выгрузка продукции с каждого судна, суда задерживаются у причалов, причалы используются нерационально.

Как следствие задержки погрузочно-разгрузочных работ на судах - сверхнормативные простои вагонов.

И еще причина простоев: слишком много людей используется при разгрузке - и моряки флотов, и курсанты, и работники других предприятий рыбной промышленности. Это вдвойне нерационально. Во-первых, люди отвлекаются от основного своего дела; во-вторых, их производительность ниже, чем кадровых рабочих (из-за отсутствия навыка).

Отдел НОТ предложил сконцентрировать усилия при разгрузке рыбопродукции на немногих судах одновременно, то есть вести разгрузку «узким фронтом».

2. Другая причина простоев - недостаточная ответственность работников берега за сроки стоянки судов в порту. Не делается оперативного разбора случаев простоя (в день, в час его возникновения), не привлекаются к ответственности виновные.

Например, за один день 21 июля простои судов обошлись флоту в 40 тысяч рублей (БМРТ-255 был разгружен за 5,6 суток, при норме по доставленному грузу 1.7 суток, а «Северный ветер» - за 9,4 суток, при норме 3,4 суток).

И решение отдела НОТ таково: еще один путь борьбы с простоями - повышение ответственности плюс глубокий анализ.

За восьмую пятилетку Мурманский морской рыбный порт вырос и окреп. В этот период в порту был построен новый грузовой район с причальной линией, оснащенной современными высокопроизводительными портальными кранами; сортировочная станция с разветвленной сетью железнодорожных путей. Это позволило обрабатывать крупнотоннажные суда по прямому варианту «борт судна - вагон». Была введена в строй новая шоссейная дорога между северным и южным грузовыми районами.

Грузооборот порта вырос до двух миллионов тонн в год, значительно увеличилась интенсивность грузовой обработки судов.

Под руководством ведущих инженеров порта Б. С. Ихильчака, А. С. Храповицкого, Г. А. Ляпцна, А. К. Сапожникова и старейшего работника порта А. М. Челобитчикова рационализаторы изготовили и внедрили в производство установку по выгрузке и транспортировке рыбной муки из трюмов траулеров к местам складирования. В результате производительность труда повысилась на 30%, значительно облегчился труд рабочих. Применение пневмоустановок, осуществляющих выгрузку и транспортировку рыбы из трюмов рыбопромысловых траулеров прямо в цехи рыбозавода, в 1,5-2 раза сократило сроки стоянки судов под разгрузкой.

В результате внедрения новой техники на предприятиях рыбной промышленности уровень механизации производства повысился за годы восьмой пятилетки с 38% до 53%, а производительность труда возросла почти на 15%.

Порт еще дальше шагнул вперед. Километры причальной стенки, глубоководные пирсы, разветвленная система обслуживания судов, мощные буксиры, десятки портальных кранов, столы-эстакады с регулируемой по высоте платформой, электропогрузчики, укрупненные комплексные бригады механизаторов - вот что представлял собой порт к началу 70-х годов. Он выдвинулся уже и на западный берег Кольского залива, в район Абрам-мыса. Там, на сваях-оболочках длиной от 18 до 24 метров разместился новый причал для крупнотоннажного флота. Со стационарных путей порта рыбопродукция ежедневно отправлялась на юг в 120-130 вагонах-холодильниках. Часто железнодорожникам приходилось формировать и по 200-300 вагонов. Не случайно работой мурманских портовиков заинтересовались проектные институты Ленинграда, Калининграда, их сотрудники помогали изменять лицо порта, совершенствовать производство.

В связи с подготовкой к празднованию 50-летия Советской власти руководство Мурманского морского рыбного порта, партийные, профсоюзные, комсомольские комитеты решили воссоздать историю порта, которому исполнилось тогда 40 лет. В 1967 году началось создание музея порта.

За годы восьмой пятилетки рыбный порт расширил и увеличил свои мощности. Если за семилетку 1959-1965 годов на развитии и реконструкции порта было освоено 9 миллионов рублей, то на пятилетку 1966-1970 годов было ассигновано около 20 миллионов рублей.

В результате проведенной работы порт в 1970 году впервые получил прибыль от реализации работ и услуг (около 4 миллионов рублей) и перешел в разряд рентабельных предприятий.

Портовики явились инициаторами многих патриотических начинаний. Они одними из первых в стране включились в социалистическое соревнование за досрочное выполнение восьмого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.

За первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 50-летия Советской власти, за досрочное выполнение годового плана и повышение производительности труда коллектив порта в числе семи передовых коллективов Мурманской области был награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.

За досрочное выполнение пятилетнего плана и достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина постановлением ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1970 года коллектив порта был награжден Ленинской юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, а 517 портовиков награждены медалью «За доблестный труд».

М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков
История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 год)

Возврат к списку