Порт попал под колесо? | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

Порт попал под колесо?

06.02.2007

В среду состоялось расширенное заседание профкома и администрации Мурманского морского рыбного порта. По сути же это была своего рода «вторая серия» собрания работников порта, прошедшего 25 января. Если тогда с ними встречались депутаты разных уровней - от горсовета до Госдумы, то на этот раз разговор шел между представителями профсоюзов, включая председателя облсовпрофа Александра Первухина, начальниками цехов и подразделений и руководством порта.

Первое мероприятие носило не вполне обычное название: «О критической ситуации в ММРП. Нельзя допустить раздробления, продажи и беспричинного банкротства стабильно работающего предприятия». Непонятно, зачем вообще его проводить, если заранее, еще из названия, ясно, что можно, а чего нельзя, когда участникам, как малым детям, втолковывают, «что такое хорошо и что такое плохо».

Второе собрание именовалось менее выспренно, зато более традиционно: «Об экономической ситуации, сложившейся в ОАО ММРП в последнее время». Как говорится, найдите несколько отличий. 25-го все походило на митинг, но митинг хорошо спланированный, приглаженный, с утвержденным списком выступающих. 31 января больше говорили люди с мест, задавали толковые вопросы, было меньше надрыва и эмоций, зато больше цифр и доказательных аргументов. Пожалуй, на них-то и стоит остановиться подробнее.

Экономист Татьяна Шарова рассказала, что по итогам прошлого года убытки от работы котельной, вокруг передачи которой в муниципальную собственность больше всего ломали

копья во время первой встречи, составили 27,5 миллиона рублей, причем около 16 из них образовались за счет разницы между расчетной и фактической стоимостью топлива после скачкообразного повышения цен. Остальные 11,5 - за счет снижения потребления тепла. Одни предприятия совсем уходят из порта, другие применяют электрообогрев.

Правда, из бюджета получено 3 миллиона компенсации на рост цен, еще 7 миллионов задолженности выплатили бюджетные потребители. Но и затраты на капитальное и текущее обслуживание котельной составили 12 миллионов. Татьяна Шарова сообщила, что, по расчетам, в нынешнем году ожидаются убытки в 30 миллионов рублей, поскольку установленный сверху тариф на теплоэнергию не окупает затраты.

Разговор продолжил первый заместитель гендиректора Александр Лысов. По его информации, котельная имеет недострой с 90-х годов. Чтобы довести объект до ума, необходимо 9,7 миллиона на капитальные и 5,7 миллиона на текущие затраты. Между тем остаточная стоимость котельной сейчас - 19 миллионов рублей. Износ сетей и оборудования, работающего с 60-х годов, составляет не менее 65 процентов, и дальше оно продолжит ветшать. Спрашивается: нужны ли порту эти затраты? Александр Лысов считает, что не нужны.

Что необходимо для нормальной работы порта? Конечно, грузы. При возможности обрабатывать до 60 тысяч тонн грузов в месяц за январь переработано всего 11,6 тысячи, причем собственно рыбы через порт, называющийся рыбным, прошло 6,9 тысячи тонн. Перспектив серьезного увеличения грузопотока рыбы Александр Лысов не видит. Возможный выход - в переходе на другие грузы. Но это задача не простая, и в одиночку ее решить трудно.

Отвечая на вопросы, Александр Петрович сказал, что продажа порта - это колесо, которое закручено сверху, и администрация предприятия остановить его не в силах. Много горьких слов произнес он в адрес собственника - Росимущества и совета директоров, который также пребывает в Москве. По его впечатлению, порт и работники порта никого не интересуют и предприятие брошено выживать как сумеет.

Разработанная предприятием и направленная в Росимущество антикризисная программа даже не удостоена ответом. Александр Лысов сообщил, что, возможно, все это подвигло директора написать заявление об уходе. Сергей Бебенин с 1 февраля перестал быть генеральным директором порта. На вопрос коллег, куда же двигаться дальше, ничего оптимистичного Александр Петрович ответить не смог.

Александр Первухин, прекрасно понимая, что добиться каких-то сдвигов можно только в Москве, предложил помощь облсовпрофа. В столице у профсоюзов есть свои рычаги. Александр Леонидович готов помочь в организации совместных с администрацией порта действий на федеральном уровне.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ

Издание «Мурманский Вестник»
Выпуск N 20 от 2 февраля 2007