Причалы гудят - рыба идет! | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

Причалы гудят - рыба идет!

02.08.2007

Прохожу через широкие двери - и вдруг попадаю в настоящую зиму. Сверкающий иней, морозный туман, свежий бодрящий холодок. На улице плюс двадцать, а в этом царстве Снежной Королевы минус двадцать три. Хоть шубу надевай! Стройными рядами выстроились ящики с мороженой рыбой. Путассу, сельдь, скумбрия. Холодильник рыбного порта, рассчитанный на двенадцать тысяч тонн, забит почти под завязку, места осталось от силы тонн на 400.

На причалах кипит работа: в начале недели под разгрузку встали фазу шесть судов. В этом году такое впервые. По меркам советских лет это, конечно, малость - тогда суда стояли у берега в несколько бортов. Но по нынешним временам для Мурманского рыбного порта принять сразу шесть транспортов - радостное событие.

- Конечно, для порта это большое дело: есть суда - есть работа. Значит, есть деньги, есть будущее, - говорит наш «экскурсовод», пресс-секретарь ММРП Антон Артемьев.

- Не сказал бы, что показатели разгрузки сейчас выше, чем в прошлом году, но и спада не ожидается. Уже поступили немалые заявки на август-сентябрь. Должно прийти еще до 20 тысяч тонн рыбопродукции.

Эта неделя принесла портовикам шесть тысяч. Чтобы принять их побыстрей, докеры работают в три смены. Впервые в этом году так пахали в начале июля, когда разгружался панамский гигант «Нью Хироцуки». Тогда три с лишним тысячи тонн из его трех трюмов перебросили в холодильники за 42 часа.

А сейчас здесь почти все суда - наших компаний. Чтобы ускорить работу, причалы заранее освободили от кораблей, стоящих на ремонте или в отстое. Поэтому удалось каждый транспорт поставить прямо к холодильникам. Кран поворачивает свою длинную руку, получает увесистый фуз - штабеля коробок с рыбой; несколько мгновений - и они уже на автопогрузчике. Тот тут же отвозит ее на склад или перегружает на автомобиль, который отправляется из порта.

Ежедневно здесь заняты полторы сотни человек. Работяги говорят, справятся, даже если рыбы придет вдвое больше. У докеров, соскучившихся по работе, интерес прямой: чем больше трудишься, тем больше зарплата. Ее последнее время выплачивают без задержек, так что обещание, данное при назначении, новый директор порта держит.

Правда, радужных иллюзий у работников нет: из двадцати кранов загружено пока меньше половины. И покрыть предельную мощность порта - миллион тонн в год, наверное, удастся ох как нескоро. И все же суда мурманских промысловиков потихоньку стали возвращаться к родным причалам. Конкурировать с норвежскими портовиками наши стараются, увеличивая скорость разгрузки и выставляя приемлемые тарифы. Вот только оформление всех документов на рыбу, прохождение контролирующих органов - таможни, ветеринаров - увы, по-прежнему остается процессом чересчур долгим. В Киркенесе, например, он занимает считаные часы, а у нас - дни. Давно уже ломаются ведомственные копья вокруг этой проблемы, пора бы наконец и решить ее, дать внятный сигнал рыбакам: вас здесь ждут.

Порт, конечно, рассчитывает на новый приток судов. Чтоб работа шла еще быстрее, он сейчас закупает несколько аккумуляторных батарей для электропогрузчиков. Удовольствие недешевое, зато позволит докерам вовсе не прерывать

работы для подзарядки уставших машин. Тогда разгрузка пойдет совсем без остановки - днем и ночью. Об этом очень просят судовладельцы, у которых каждая минута на счету.

В сентябре, надеются в порту, причалы загудят еще сильней: в Мурманск пойдет рыба донных пород - треска и пикша.

Татьяна БРИЦКАЯ.

"Мурманский вестник"