Порт «Лавна» на западном берегу Кольского залива будет построен до 2018 года. Об этом сегодня заявила губернатор Марина Ковтун. Она совершила рабочую поездку в порт, осмотрела более 10 предприятий и отметила, что на сегодняшний день, к сожалению, не используется большое количество площадей и возможностей.
Мурманский порт старше самого города на несколько лет. Строился как стратегический транспортный узел России.
Сегодня на его территории работают более 300 компаний. Ведут бизнес по-разному, быть может поэтому, взглянув на объекты, губернатор Марина Ковтун осталась довольна не всем. Мощности порта используются не полностью и далеко не всегда экономически эффективно.
Марина Ковтун, губернатор Мурманской области: «Есть, конечно, хорошие, прочные, отремонтированные объекты инфраструктуры, видно, что всерьез и надолго пришли сюда бизнесмены, а есть другие, я бы не сказала, что проходимцы, но близко к этому».
Рыбный порт загружен лишь на 20%. Здесь в простое находятся старые посудины, есть затонувшие причалы, которые мешают судоходству. Но причину того, что суда стараются избегать захода в Мурманск, директор рыбного порта видит совсем в другом.
Владимир Соколов, директор Мурманского рыбного порта: «За последние годы заход снизился, но уменьшился из-за чего, Зиланов вам докладывал. Тут нужно собираться всем вместе структурам: пограничникам, санитарам, таможне, и беседовать. Основная причина: зверство контролирующих органов».
От какого контроля, похоже, один вред. Что рыболовам, что торговцам, что туристам. Даже яхтсмены называют мурманский порт черной дырой. Известную во всем мире яхту-рекордсмена «Петр Первый» в августе этого года, по словам моряков, сопровождали десять должностных лиц. Все отслеживали ее движение, не столько помогая, сколько мешая.
Вячеслав Мальцев, яхтсмен: «Складывается впечатление, что яхта зашедшая в Кольский залив, это вражеский лазутчик, которого нужно призвать к ответственности и выгнать по возможности».
Даниил Гаврилов, капитан яхты «Петр Первый»: «Для яхты зайти в порт Мурманск — это целое событие, которому нужно готовится заранее, заполнять кучу форм, бумаг, отчетов и прочего».
Большие надежды на увеличение грузооборта и развитие инфраструктуры связывают, конечно, со строительством угольного терминала «Лавна» и нефтеперегрузочного комплекса.
Места будущей стройки Марина Ковтун сегодня тоже посетила. А после этого обозначила сроки: до 2015 запланировано строительство электрической подстанции, до 2018 года планируют сдать железнодорожную ветку.
Марина Ковтун, губернатор Мурманской области: «Общий грузооборот всех портов Мурманской области 30 млн тонн в год. И отдельный порт «Лавна», который проектируется на западном берегу и будет строится, грузооборот будет 18 млн тонн. Представляете, как закипит здесь жизнь и это больше, чем любые планы, это главный аргумент, когда будет доведена железная дорога, когда станет развиваться портовая инфраструктура».
По итогам этой поездки губернатор отметила, что Мурманский порт, как и почти 100 лет назад, является стратегическим для России и его конкурентные преимущества очевидны. А всем любителям поразмышлять об отсутствии перспектив города посоветовала экскурсию по Кольскому заливу.